Реформа пенсионной системы: на пороге больших перемен. Пенсионные отчисления «молчунов», новая формула расчета пенсии – что дальше?
История с реформированием пенсионной системы развивается как остросюжетный триллер. И все мы с вами становимся его невольными участниками. В прошлой статье мы рассказывали, каким образом формируется наша будущая пенсия, какие доли от пенсионных отчислений идут на распределительную и накопительную части. В настоящее время руководством страны проводятся серьезные изменения в установленный порядок. Но, как в военных учениях каждый час поступают новые вводные, так в пенсионной реформе наблюдаются резкие маневры, все сильнее запутывающие ситуацию. Давайте попробуем разобраться.
Для начала, вспомним нашу «шпаргалку» по порядку формирования пенсии. Она нам еще понадобится
Завязка сюжета: изменения накопительной части «молчунов»
Пенсионная реформа, которая определила порядок формирования пенсии за счет базовой, страховой и накопительной частей, была проведена в 2002 году. И вот спустя 10 лет у правительства появились желание внести изменения в действующий порядок, то есть провести новую пенсионную реформу.
3 декабря 2012 года подписан Федеральный закон №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования». Законом предусмотрено снижение отчислений, направляемых на накопительную часть пенсии, с 6 до 2% для лиц, которые никогда не подавали заявление о выборе инвестиционного портфеля управляющей компанией (УК) или негосударственного пенсионного фонда (НПФ) – так называемых «молчунов».Или говоря простыми словами молчуны – это граждане, которые не подали заявления на перевод накопительной части пенсии в УК или НПФ.
Изменения в порядке отчислений должны вступить в силу с 2014 года. Для лиц, которые хотят оставить прежнюю систему, то есть 6% в накопительную часть, необходимо написать соответствующее заявление до 1 января 2014 года. Но это только начало всей истории.
Развитие событий: новая формула расчета пенсии
В марте 2013 года Минтруд подготовил новую пенсионную формулу для расчета страховой части пенсии. Порядок расчета пенсии по новой формуле должен вступить в силу с 1 января 2015 года.
Основное изменение, которое предлагает данная формула – это переход расчета пенсии от рублей к условным единицам – баллам или коэффициентам. Стоимость условных единиц предлагается устанавливать ежегодно в зависимости от соотношения доходов и обязательств пенсионного фонда. Такой порядок расчета выбран для установления баланса бюджета ПФР – в нынешних условиях наблюдается дефицит пенсионного фонда. При этом если работник не наберет определенное количество баллов, ему полагается минимальная (социальная) пенсия.
В нынешних условиях на размер будущей пенсии влияет размер отчислений, который произведен работодателями работника за весь период работы. Чем больше страховые взносы уплачены за работника, тем на больший размер пенсий мог рассчитывать работник. При этом стаж работника на пенсию практически не влияет.
В новой формуле роль стажа повышена – чем больше отработал работник перед выходом на пенсию, тем выше будет его будущая пенсия. Кроме того, формула предусматривает постепенное повышение минимального стажа на право получать пенсию – с текущих 5 до 15 лет, а также стимулирование более позднего выхода на пенсию.
Новая формула предполагает повышение предельного порога уплаты взносов. В действующей системе, если величина заработной платы превышает величину средней заработной платы в 1,6 раза, то страховые взносы на величину превышения платятся по ставке не 22%, а 10%. На 2012 год верхнее пороговое значение составляет 568 000 руб. в год или 47 333 руб. в месяц. По новой формуле расчета величина верхнего порога повышается до 816 500 руб. в год или 68 041 руб. С одной стороны, это хорошо для работника – при увеличении его зарплаты выше порогового значения по действующей системе величина страховых взносов увеличивается, и увеличится его будущая пенсия. С другой стороны, повышается налоговая нагрузка на предприятия, что, в свою очередь, будет стимулировать собственников предприятий на более широкое применение «серых» схем оплаты труда. Кроме того, вводится понятие минимального взноса – он уплачивается с размера 2 МРОТ.
29 марта 2013 года во время на думской встречи «Открытая трибуна» парламентарии обсудили новую пенсионную формулу. При этом представители практически всех партий подвергли резкой критике документ. С оговорками новую формулу поддержали представители Единой России, отметив, что документ еще сырой и требует доработки. Главной проблемой, по их мнению, является сложность расчета пенсий – что, в свою очередь, может вызвать отторжение у людей.
В апреле 2013 года Минтрудом подготовлен новый законопроект, который предлагает учитывать в трудовой стаж отпуск по уходу за детьми – по полтора года на каждого ребенка, но не более 4,5 лет.
25 июня 2013 года состоялась презентация пенсионного калькулятора, который размещен на сайтах Министерства труда и социального развития и Пенсионного Фонда России. Пенсионный калькулятор позволяет рассчитать будущую пенсию, на которую может рассчитывать работник, при этом расчет будет произведен как по старой, действующей системе, так и по новой.
Как отмечали представители СМИ, расчеты, проведенные с помощью пенсионного калькулятора, что пенсия, рассчитанная по новой формуле, выше пенсии по действующей схеме практически для всех категорий граждан. В этом заключается парадокс – ведь одна из целей введения новой формулы достижение сбалансированности бюджета, который сейчас дефицитен. По логике, для достижения сбалансированности либо должен уменьшаться размер пенсий, либо должен увеличиваться доходы бюджета. Представители ПФР прокомментировали данный факт следующим образом: «То, что пенсии по новой формуле в калькуляторе всегда получаются больше, объясняется просто: за каждый дополнительный год общего стажа и при максимальных взносах при расчете пенсии по действующей системе добавляется 395 руб., по новой — 579 руб. Последняя цифра — стоимость одного пенсионного коэффициента в 2013 г». Таким образом, можно сделать вывод, что для достижения сбалансированности бюджета цена коэффициента будет меняться, причем, вероятнее всего, в меньшую сторону.
7 июля 2013 года Минтрудом было объявлено о подготовке формулы расчета для всех категорий граждан. Новая формула заложена в законопроект «О страховых пенсиях» и прошла все необходимые межведомственные согласования. Проект закона опубликован на портале раскрытия информации о проектах нормативно-правовых актов.
А 17 октября 2013 года было объявлено о согласии правительства с новой формулой расчета пенсии и Кабмин внес в Госдуму пакет законопроекты «О накопительной пенсии», «О страховых пенсиях» и поправки в связанные законодательные акты.
В настоящий момент все большее количество экспертов критически оценивают вносимые изменения. Например, Михаил Дмитриев, президент фонда «Центр стратегических разработок», который, кстати, в 2000-2001 году руководил подготовкой проекта реформирования пенсионной системы России в интервью «Ведомостям» негативно отнесся к изменениям в формуле расчета пенсии, внесенные с момента первой презентации формулы расчета в марте 2013 года:
«Что получилось сейчас. Масштаб индексации — стоимость одного балла — определяется приростом поступлений в ПФР всех доходов. В доходах ПФР около половины — трансферт из федерального бюджета. Его размер — предмет торга между Минфином и Минтрудом при подготовке бюджета на очередную трехлетку. Мы имеем балл, который оторван от всех предсказуемых показателей. Его стоимость дальше чем на три года вперед оценить невозможно. Она определяется человеческим фактором, политической волей. Это условная единица, размер которой, а вместе с ним и пенсии, каждые три года устанавливается в ручном режиме.Если же исходить из пока заявленной индексации на инфляцию плюс 2%, то страховая часть будущей пенсии по новой пенсионной формуле будут значительно ниже, чем по существующей. Пересчет итоговых баллов в пенсию не эквивалентен сумме уплаченных взносов, поскольку прирост ваших взносов в систему происходит быстрее, чем индексация стоимости балла. Это можно сравнить с валютным обменником, где цена покупки и цена продажи разная: цена балла, который вам начислили за уплаченные взносы, будет выше, чем цена балла, который вам конвертируют в рубли обратно, когда придет время назначать вам пенсию»
Кульминация: заморозка накопительной части пенсии
19 сентября 2013 года Министерство финансов заявило о снижении накопительной части «молчунов» с 2%, утвержденный ФЗ №243-ФЗ от 3 декабря 2012 г., до 0%. Таким образом, в страховую часть предлагается направлять не 14%, а 16% пенсионных отчислений.
По заявлению Минфина данная мера позволит сократить 350 млрд руб. в 2014-2016 гг. Наряду с этим после совещания, на по итогам которого было принято обнуление накопительной части пенсии «молчунов» министр финансов Антон Силуанов заявил, что в течение до двух лет мегарегулятор в лице Центрального банка проведен анализ действующих НПФ на предмет их финансовой устойчивости. По словам министра, эта работа аналогична той, что проводилась Центральным банком при создании системы страхования вкладов. При этом четкие критерии, по которым должна оцениваться устойчивость НПФ, не разработаны – это должен сделать сам мегарегулятор.
В начале октября 2013 года правительство неожиданно для всех заявило о том, что накопительные взносы за 2013 год не будут переданы ни НПФ, ни УК, а останутся на временном хранении в Пенсионном Фонде РФ. А взносы 2014 года будут полностью переданы в распределительную систему. Причем это касается как «молчунов», так и «не молчунов». Данная поправка была внесена в проект бюджета буквально за сутки до его отправки в Госдуму. Такая непоследовательность в действиях правительства буквально возмутило общественность, многие назвали данные шаги конфискацией.
Одной из причин такого решения была названа забота о сохранности накопительной части работников в НПФ – за два года Центробанк отсеит финансово неустойчивые НПФ. 22 октября был подготовлен законопроект, согласно которому в следующем году накопительные взносы могут получить лишь те НПФ, которые пройдут систему гарантирования – разрешение Центрального банка на работу с пенсионными накоплениями.
Другой же причиной, по всей видимости более весомой, является возможность дополнительно получить 244 млрд. рублей, которые будут направлены в антикризисный фонд. По всей видимости, руководство страны достаточно высоко оценивает вероятность обострения экономического кризиса, и пытается заранее подготовиться к нему.
Наряду с этим правительство внесло в Госдуму проект поправок, которые, в частности, продлевают срок выбора тарифа накопительной пенсии до 31 декабря 2015 года
Вместо эпилога
В настоящее время в прессе звучат самые полярные мнения о будущем пенсионной системы – высказываются даже мнения о полной отмене накопительной части пенсии и возврате обратно к распределительной системе. При этом непоследовательность в данном вопросе все больше запутывает население и подрывает доверие к действиям правительства.
Если взглянуть бегло на даты, приведенные в данной статье, становится очевидно, что сейчас мы находимся в самой активной фазе реформы. И, разумеется, эта не последняя статья по данному вопросу – мы обязательно будем следить за развитием событий и принимаемыми решениями. Чтобы ничего не пропустить – обязательно подпишитесь на наши новости. А также обязательно поделитесь со своими друзьями с помощью кнопок социальных сетей. Всего хорошего!